Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функциональная грамотность

Основные направления функциональной грамотности
- Читательская грамотность. Способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, участия в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность. Способность занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и готовность интересоваться естественно-научными идеями.
- Математическая грамотность. Способность проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
- Финансовая грамотность. Знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях.
- Креативное мышление. Умение подходить к проблеме неординарно, смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать то, что не бросается в глаза, творчески относиться к решению задач
- Глобальные компетенции - это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
- Компьютерная и информационная (цифровая) грамотность. Способность использовать компьютеры в личных, исследовательских, творческих и коммуникационных целях, чтобы успешно участвовать в учебной, производственной и общественной деятельности.
Нормативные документы
Нормативно-правовые акты, регулирующие организацию деятельности по функциональной грамотности
Письмо Министерства просвещиня РФ
Инструкция по работе с банком тренировочных заданий по функциональной грамотности

Банки заданий по функциональной грамотности
Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ
Примеры тестовых заданий международного исследования PISA
Для педагогов

Приложение 1 к приказу №_22
от 03 апреля 2025 года
ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ
В МБОУ Слищенская ООШ
Цель: развитие профессиональных навыков педагогических работников в сфере функциональной грамотности, обмен передовым опытом и оценка уровня сформированности функциональной грамотности у обучающихся.
Задачи:
- показать методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности, внеклассных мероприятиях и
мероприятиях по дополнительному образованию;
- обсудить проблемы и перспективы развития функциональной грамотности в школе.
Участники: администрация школы, руководители методических
объединений, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, ученики 1-9 классов школы.
Сроки: 7 по 14 апреля 2025 года. В мероприятиях принимают участие все классы с 1-4 и 6-9, в разные дни недели.
План мероприятий:
- Открытие недели: приветственное слово; презентация плана недели; распределение обязанностей между участниками.
- Теоретические занятия.
- Семинар «Основные направления функциональной грамотности: читательская, математическая, естественнонаучная, глобальные компетенции, креативное мышление и др.».
- Практические занятия.
- Урочная деятельность: открытые уроки по формированию естественнонаучной грамотности.
- Внеурочная деятельность: внеурочные занятия по читательской, математической, естественнонаучной грамотностям и др. с использование электронного банка заданий на платформе РЭШ.
- Работа с родителями: просветительское мероприятие «Что такое функциональная грамотность и зачем она нужна».
- Обсуждение результатов:
- Круглый стол «Проблемы и перспективы развития функциональной грамотности в школе».
- Подведение итогов:
- рефлексия участников недели; анализ полученных знаний и навыков;
- выработка рекомендаций по дальнейшему развитию функциональной грамотности.
- Закрытие недели: награждение активных участников;
№ п/п |
Мероприятие |
Классы |
Дата |
Ответственный |
1 |
Планирование методической недели, распределение обязанностей |
31 марта |
Мартыненко Ю.Ю. ответственная за УР |
|
2 |
Семинар «Основные направления функциональной грамотности: читательская, математическая, естественнонаучная, глобальные компетенции, креативное мышление и др.» |
Мартыненко Ю.Ю. |
||
3 |
Общешкольное мероприятие «Что такое функциональная грамотность и зачем она нужна». |
7 апреля |
Гаврусева И.А. Мартыненко Ю.Ю. |
|
4 |
Открытые занятия по функциональной грамотности в начальной школе |
1-4 |
9 апреля |
Дербуш О.П. Сапранцова А.В. |
5 |
Урок с использованием банка заданий на платформе РЭШ по читательской грамотности |
8 |
8 апреля |
Мартыненко Ю.Ю. |
6 |
Урок с использованием банка заданий на платформе РЭШ по глобальным компетенциям |
7 |
10 апреля |
Гаврусева И.А. |
7 |
Урок с использованием заданий на платформе РЭШ по математической грамотности |
9 |
8 апреля |
Попырко Н.М. |
8 |
Открытый урок по естественнонаучной грамотности |
8 |
11 апреля |
Гаврусева И.А. |
9 |
Урок с использованием заданий на платформе РЭШ по формированию креативного мышления |
6 |
9 апреля |
Матыко Л.М. |
10 |
Урок физики «Световые явления». Естественнонаучная грамотность |
8 |
10 апреля |
Романенко Д.Д. |
11 |
Урок математики «Задачи на движение в противоположных направлениях» Математическая грамотность |
4 |
11 апреля |
Дербуш О.П. |
12 |
Развитие читательской, математической и финансовой грамотности в начальной школе «Употребление глаголов в речи», «По стопам прошлого» |
3 |
8 апреля |
Сапранцова А.В. |
13 |
Круглый стол «Проблемы и перспективы развития функциональной грамотности в школе». Подведение итогов |
14 апреля |
Мартыненко Ю.Ю. |




